
Опубликован десятый номер Дайджеста МЦУР, посвященный важным событиям в сфере климатической политики и углеродном регулировании, произошедшим в ноябре 2021 года.
Дайджест Центра устойчивого развития и ESG-трансформации МГИМО — постоянный информационный источник, аккумулирующий основные мировые и российские новости повестки устойчивого развития и ESG-трансформации, ответственного финансирования и климатической повестки.
Десятый выпуск посвящен событиям в области климатической политики и углеродного регулирования в ноябре 2021 года. Оригиналы новостей доступны по активным ссылкам в тексте.
Климатическая политика: международные инициативы и государственное регулирование
С 31 октября по 12 ноября в Глазго (Великобритания) прошла 26-я сессия Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26 РКИК ООН) – единственный глобальный форум, где представители государств всего мира обсуждают проблемы климатического кризиса и возможные действия. Результатом работы стал Климатический пакт Глазго.
В рамках СОР26 более 100 мировых лидеров взяли обязательство прекратить обезлесение к 2030 г. Среди стран, принявших обязательство, Канада, Бразилия, Россия, Китай, Индонезия, Демократическая Республика Конго, США и Великобритания: на их долю приходится 85% мировых лесов. Обязательство включает более $19 млрд государственных и частных инвестиций.
Другое обязательство, к которому присоединились 90 государств, – сокращение выбросов метана на 30% к 2030 г. по сравнению с уровнем 2020 г. Впервые о нем было объявлено в сентябре, теперь же оно включает половину из 30 крупнейших эмитентов метана. Однако Китай, Россия и Индия пока не присоединились к обязательству.
Другие новости по теме
0.11.2021 Китай и США обязались сотрудничать в борьбе с изменением климата
Полезные источники:
TCFD Knowledge Hub Free Online Courses
Механизмы регулирования и управления климатическими рисками
Механизмы регулирования принимаются и на национальном уровне. Так, 16 ноября президент США Джо Байден подписал Закон об инвестициях в инфраструктуру размером в $1 трлн, который считают одним из самых зеленых законов в истории страны. Он предполагает выделение миллиардов на энергоэффективность, инфраструктуру для электротранспорта и развитие зеленого водорода.
Если говорить о России, то в преддверии СОР26 Правительство РФ утвердило стратегию низкоуглеродного развития РФ до 2050 года, декларирующую достижение углеродной нейтральности к 2060 году. В стратегии заложены два сценария, но за основу взят целевой, на реализацию которого потребуется около 1% ВВП в 2022-2030 гг. и до 1,5-2% ВВП в 2031-2050 гг. Среди мероприятий по декарбонизации заявлено:
оказание мер поддержки низко- и безуглеродных технологий,
стимулирование использования вторичных энергоресурсов,
изменение налоговой, таможенной и бюджетной политики,
развитие зеленого финансирования,
меры по сохранению и увеличению поглощающей способности лесов и иных экосистем,
поддержка технологий улавливания, использования и утилизации парниковых газов.
Достижение декарбонизации невозможно без регулирования углеродной отчетности. В связи с этим по поручению Президента России В.В. Путина Минэкономразвития подготовило изменения в федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов». Этот проект предусматривает принятие более 30 подзаконных актов в сферах аккредитации, стандартизации, формирования перечней регулируемых парниковых газов.
Кроме того, Минэкономразвития разработало критерии и правила отнесения проектов к климатическим, а также формы и порядок представления отчета о реализации таких проектов.
Менеджмент климатических рисков неразрывно связан с компенсационными проектами, а значит, с управлением лесными ресурсами. В своем исследовании «Неразведанное богатство: почему для России важно осознать подлинную ценность лесов» Boston Consulting Group (BCG) предложила увеличить поглощающую способность лесов в России втрое. Таким образом, их стоимость может достичь $57 трлн.
Полезные источники:
13.10.2021 Glasgow Climate Pact
Климатическая политика и углеродное регулирование в энергетике
В принятом Климатическом пакте в рамках СОР26 страны подписались под «постепенным сокращением угля без улавливания выбросов» (изначальная формулировка «выхода из угля без улавливания выбросов» изменена Индией). Исключение неэффективных субсидий тоже вошло в документ. Несмотря на ослабление изначально планируемой цели, протест только со стороны Индии говорит о глобальном сдвиге в политике.
Более того, согласованы правила международной торговли углеродными единицами: будет единый свод и постепенное сокращение квот, решена проблема двойного счета.
Другие новости по теме:
09.11.2021 ВЭБ.РФ прекратит финансирование новых проектов по добыче сырья в рамках развития ESG-повестки
Подходы и практики по декарбонизации в энергетических компаниях
Компания Ineos заявила о масштабных инвестициях в электролизные установки для производства экологически чистого водорода. Первые заводы будут построены в Норвегии, Германии и Бельгии в течение следующих 10 лет, а другие запланированы в Великобритании и Франции.
Говоря о национальном уровне, в Ленинградской области планируется запуск проекта по выпуску зеленого водорода. Его предполагается реализовать в технопарке, где будут расположены производства с минимальным углеродным следом.
Кроме того, на химзаводе «Азот» в Кемерове запустилось производство водорода из природного газа, образующегося в угольных шахтах. Обычно добытый газ просто сжигают, хотя его можно направлять в реакцию конверсии для получения водорода. В мире такие технологии применяются давно, но в России пока нет ни одной промышленной установки газификации угля. Инвестиции в проект составили около 3 млрд рублей.
В свою очередь американская Chevron, QatarEnergy и сингапурская Pavilion Energy Trading & Supply Pte в совместном релизе обнародовали методологию расчета выбросов парниковых газов для соглашений о поставках СПГ. Компании отмечают, что методология дает основу для подсчета и контроля выбросов CO2, связанных с производством и транспортировкой СПГ. Новая методика повысит прозрачность оценки выбросов и надежность данных, что укрепит доверие заинтересованных сторон к мерам, предпринимаемым компаниями по сокращению объемов СО2.
Полезные источники:
15.10.2021 Карта по производству низкоуглеродного и высокоуглеродного аммиака (Минпромторг)
28.10.2021 Lazard’s Levelized Cost of Energy Analysis, Levelized Cost of Storage Analysis и Levelized Cost of Hydrogen Analysis
17.11.2021 GHG Methodology for Delivered LNG Cargoes
Подходы и практики климатической политики в других отраслях
Шесть крупных автопроизводителей, включая Ford, Mercedes-Benz, General Motors и Volvo, и правительства 30 стран обязались полностью прекратить продажи новых автомобилей с ДВС к 2040 г., а к 2035 г. – на своих «крупнейших» рынках. При этом Toyota, Volkswagen, и Renault-Nissan-Mitsubishi к заявлению не присоединились.
В частном порядке компания Ford Motor Co заявила, что планирует выпуск зеленых облигаций на $1 млрд под 3,5-4% годовых, от которых не менее $30 млрд до 2025 г. будут потрачены на разработку, проектирование и производство широкого спектра электромобилей в Северной Америке, Китае и Европе.
По словам генерального директора Ford Джима Фарли, компания планирует к концу 2023 г. уже производить 600 000 электромобилей в год по всему миру, тем самым став лидером в производстве электроавтомобилей.
Свою климатическую политику необходимо развивать и туристической отрасли. Так, согласно исследованиям EY-Parthenon и Booking, отели должны инвестировать €768 млрд, чтобы достичь нулевых выбросов к 2050 г. Среди наиболее эффективных мер для сокращения выбросов – внедрение энергосберегающих систем отопления и охлаждения, использование энергосберегающих приборов во всех помещениях, установка окон с двойным остеклением.
Другие новости по теме:
29.10.2021 В Китае прошли испытания локомотива на водородных элементах
29.10.2021 Глобальные авиакомпании создали коалицию для разработки решений по декарбонизации авиации
08.11.2021 Embraer представил четыре концепта экологичных самолетов
17.11.2021 Microsoft запускает три дата-центра в Швеции, работающие на 100% на безуглеродной энергии
Интервью с Игорем Юрьевичем Юргенсом
— Каким образом вопрос оказания финансовой поддержки странам, уязвимым к климатическим рискам, раскрылся во время Парижского саммита СОР26?
На Парижском саммите была подтверждена цель финансирования климатического перехода в развивающихся странах, обязательства по ассигнованию 100 млрд долларов к 2020 году были продлены на пять лет и появилось обещание удвоить финансирование адаптации к 2025 году. «Группа 77» предлагала создать механизм финансирования ущерба от климатических изменений, но в итоговую декларацию это предложение не попало, как и иные инициативы этого года: списывать внешние долги или использовать специальные права заимствования МВФ для облегчения долгового бремени беднейших стран, связанного с зеленым переходом. От СОР26 развивающиеся страны ожидали justice reset, «перезагрузку справедливости». Но глобальный Север, заявляя о намерениях восстановить доверие, обеспечивать солидарность и поддерживать справедливость, в конкретных решениях их почти не воплотил. Потому и декларацией саммита все остались недовольны — и не только позиция Индии по углю стала тому виной.
— Почему, несмотря на постоянное декларирование целей оказания помощи и реализацию соответствующих проектов, уязвимость к климатическим рискам развивающихся стран неизменно растет?
Во-первых, климатическая финансовая помощь — это, как правило, займы, совсем не обязательно льготные. Важное свойство ссуд — то, что направляются они на окупаемые проекты. К примеру, на возобновляемую энергетику и вообще на инициативы, связанные со снижением углеродного следа. А у проектов по адаптации к климатическим изменениям, вроде защиты от наводнений, прибыль так просто не измеришь. Их реализация требует грантов, а не ссуд. Пока на адаптацию идет от силы четверть всего финансирования. Реципиенты считают, что соотношение должно быть как минимум пятьдесят на пятьдесят. Притом что ветровые электростанции можно строить, можно не строить, а расходы на борьбу с засухой, на реконструкцию после природных катастроф неизбежны.
Во-вторых, высказываются претензии и по поводу непропорциональности участия мировых лидеров. США за последние три года ассигновали в среднем 7,5 млрд долл., а должны, как считается, производить 40-47% общего вклада (смотря на что ориентироваться: на национальное богатство или исторически накопленные выбросы). Япония и Франция дают значительно больше остальных, но почти сплошь займы. Австралия — по минимуму, зато в основном гранты.
— Каким образом необходимо организовать международный порядок, чтобы сейчас стимулировать безотлагательное достижение устойчивого развития всеми странами без исключения?
Устойчивое развитие без справедливости, солидарности и доверия невозможно. Цели его всеобщие, они не могут быть реализованы лишь на каком-то избранном участке планеты. В этом принципиальное отличие нынешнего и будущего глобального управления от ситуации ХХ века. В значительной степени именно этому посвящен и доклад Генерального секретаря ООН «Наша общая повестка дня», представленный в сентябре на очередной сессии Генассамблеи. Активизировать многосторонний подход, найти способы совместной работы на общее благо, — так сформулировал текущую задачу Гутерриш. И прежде всего, «наладить более прочную, сетеобразующую и инклюзивную многостороннюю систему, встроенную в рамки Организации Объединенных Наций».
Так называемый «Саммит будущего», который намечен генсеком ООН к проведению через два года, должен обновить всю систему глобального управления. Со времен окончания Второй мировой войны изменился сам контекст для коллективных действий. Сегодня, говорит Гутерриш, круг государственных и негосударственных субъектов, участвующих в глобальных делах, гораздо шире, поэтому для эффективности этой работы необходима более открытая, равноуровневая система с вовлечением государств любого размера и из любого региона, частного сектора, негосударственных субъектов и гражданского общества в целом.
Автор выпуска: Захарчева Кристина (ФПЭК’17)
Выпускающие редакторы: доцент кафедры МКППиЭ Авраменко А.А., Денисова София (ФПЭК’20)
Дизайнер: Бахирева М. (4 курс ФПЭК-Экология)
Дисклеймер:
Позиция Центра устойчивого развития и ESG-трансформации МГИМО может расходиться с мнениями авторов новостей, приведенных в информационно-аналитическом издании. Все материалы носят исключительно справочный характер, и МЦУР не несет ответственности за их имплементацию на практике. Ссылки на новостные источники, использованные при составлении Дайджеста МЦУР, указаны в тексте и активны только в онлайн-формате. Дайджест не использует внешние авторские материалы и не воспроизводит их. В случае возникновения вопросов, просим обращаться по адресу: mcur@inno.mgimo.ru.
